Афоризмы сборник изречений, мыслей, цитат и афоризмов
     Древняя Греция - афоризмы, мысли и цитаты древних греков

  
на главную
 
содержание:
 

Фалес Солон
  
Антисфен
  
Аристотель
  
Аристофан
  
Гераклит
  
Гиппократ
  
Демокрит
 
Диоген
  
Еврипид

   
 
Афоризмы  20 век
   
Афоризмы  20 век
 
Афоризмы  19 век
 
Афоризмы  19 век
 
Афоризмы  19 век
  
Афоризмы  18 век
 
Афоризмы  17 век
 
Афоризмы о людях
 
Афоризмы законы
 
Афоризмы великие
     
Афоризмы лучшие
 
Афоризмы острые
 
Афоризмы о жизни
    
Афоризмы умные
 
Афоризмы мудрые
 
Афоризмы колкие
    
Афоризмы короткие
 
Афоризмы крутые
 
Афоризмы с юмором
   
Афоризмы о любви
 
Цитаты про любовь


 


Гераклит - Афоризмы, мысли и цитаты древних греков


Гераклит
(конец VI – начало V вв. до н.э.)
эфесский философ-диалектик

Многознайство уму не научает.

В одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Не будь солнца, мы бы не знали, что такое ночь.

Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды.

Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое.

Если бы все существующее превратилось в дым, то органом познания были бы ноздри.

Из всего – одно, и из одного – все.

Все движется.

Не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного.

Людей ждет после смерти то, чего они не ожидают и не предполагают.[303]

Космос (…) не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий.[304]

За закон народ должен биться, как за городскую стену.[306]

Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера.[307]

Один для меня – десять тысяч, если он наилучший.[308]

В одни и те же воды мы погружаемся и не погружаемся, мы существуем и не существуем.[309]

Гармония мира натянута в противоположные стороны, как у лиры и лука.[310]

Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки: царство над миром принадлежит ребенку.[311]

Война есть отец всего. Она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными.[312]

Скрытая гармония лучше явной.[313]

Путь вверх-вниз один и тот же.[314]

Бессмертные – смертны, смертные – бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.[315]

Прекраснейшая из обезьян безобразна в сравнении с человеческим родом.[316]

У бодрствующих один, общий мир, а спящие отворачиваются каждый в свой собственный.[317]

Глаза – более точные свидетели, чем уши.[321]

Для бога все прекрасно и справедливо; люди же одно признали несправедливым, другое – справедливым.[322]

Людям не было бы лучше, если бы исполнялись все их желания.[323]

Болезнь делает приятным здоровье, зло – добро, голод – насыщение, усталость – отдых.[324]

Характер человека есть его демон. (Т. е. характер определяет судьбу.)[325]

Природа любит скрываться.[326]

Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.[327]

Взрослый муж слывет глупым у бога, как ребенок – у взрослого мужа.[328]

На вопрос, почему он молчит, Гераклит ответил: "Чтобы вы болтали".[329]

Просьбою эфесцев дать им закон он [Гераклит] пренебрег, ибо город был уже во власти дурного правления. Удалившись в храм Артемиды, он играл с мальчишками в бабки, а обступившим его эфесцам сказал: "Чему дивитесь, негодяи? разве не лучше так играть, чем управлять в вашем государстве?"[330]

Ум – бог для каждого.

Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими.

Мышление – великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.

Доверять неразумным ощущениям – свойство грубых душ.

Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену.

Правда настигает лжецов и лжесвидетелей.

Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.

Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний.

Геродот Галикарнасский
(ок. 485 – ок. 425 гг. до н.э)
автор первого известного исторического сочинения ("История")

Пока человек не умрет, воздержись называть его блаженным, но лучше удачливым. (Приписано Салону.)[331]

Ушам люди доверяют меньше, чем глазам.[332]

Женщины вместе с одеждой совлекают с себя и стыд.[333]

Всякое божество завистливо и вызывает у людей тревоги.[334]

Человек – лишь игралище случая.[335]

Нет столь неразумного человека, который предпочитает войну миру. В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы – сыновей.[336]

Предопределенного Роком не может избежать даже бог.[337]

Нет для них [персов] ничего более позорного, как лгать, а затем делать долги. Последнее – по многим другим причинам, а особенно потому, что должник, по их мнению, неизбежно должен лгать.[338]

[У эллинов] посреди города есть определенное место, куда собирается народ, обманывая друг друга и давая ложные клятвы. (Царь Кир о рынках.)[339]

По моему мнению, о богах все люди знают одинаково мало.[340]

[В Египте] на пиршествах у людей богатых после угощения один человек обносит кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу (…) со словами: "Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью! После смерти ведь ты будешь таким!"[341]

Стрелок натягивает свой лук, только когда он нужен, и спускает тетиву, когда нет нужды. Ведь если бы лук был постоянно натянут, он бы лопнул. (?) Такова же и человеческая природа если бы человек вздумал всегда предаваться серьезным делам, не позволяя себе никаких развлечении и шуток, то либо неприметно впал бы в безумие, либо сразу был бы разбит параличом.[342]

Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные.[343]

Лучше возбуждать зависть, чем сожаление[344]

Не исправляй беду бедою.[345]

Недопустимо (…), спасаясь от высокомерия тирана, подпасть под владычество необузданной черни. Ведь тиран по крайней мере знает, что творит, а народ даже и не знает.[346]

С ростом тела растут и духовные силы, а когда тело начинает стареть, то с ним вместе дряхлеет и дух и дух уже неспособен к великим свершениям.[347]

Малые создания вовсе не возбуждают зависти божества. (…) Бог мечет свои перуны в самые высокие дома и деревья.[348]

Клевета двоих делает преступниками, а третьего – жертвой.[349]

Обычно (…) люди видят во сне то, о чем они думают днем.[350]

Обстоятельства правят людьми, а не люди обстоятельствами.[351]

Если бы все люди однажды вынесли на рынок все свои грешки и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, с радостью (…) унес бы свои домой.[352]

Мой долг передавать все, что рассказывают, но (…) верить всему я не обязан.[353]

Людей у персов много, а мужей среди них мало.[354]

Мощь у царя превышает человеческую, и руки у него загребущие.[355]

Клевета ужасна потому, что жертвой ее несправедливости является один, а творят эту несправедливость двое: тот, кто распространяет клевету, и тот, кто ей верит.

Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучаться.

Людям, решившимся действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят.

Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.

Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость в то время, когда на что-либо решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным.

Лучше быть предметом зависти, чем сострадания.

Гиперид
(390-322 гг. до н.э.)
оратор, ученик Исократа, один из вождей афинской демократии

Если будет опасно приобретать имущество и делать сбережения, кто захочет рисковать?[357]

[Обращаясь к суду присяжных:] Не добавляйте ничего от самих себя к обвинению, а лучше – к защите.[358]

Человек не начинает прелюбодействовать в возрасте пятидесяти лет, или он всегда был таковым.[359]

Заслугой стратега является принятие разумных решений, а побеждают в сражении те, которые добровольно рискуют своей жизнью.[360]

Для благоденствия людей нужно, чтобы силу имел голос закона, а не гнев какого-либо человека, чтобы свободные люди опасались улик, а не обвинения.[361]

Грех называть погибшими людей, потерявших жизнь (…) ради прекрасной цели.[362]

[В ответ на обвинение в том, что для защиты Афин в войне с Македонией он, Гиперид, предложил дать свободу рабам и восстановить в правах граждан-изгнанников, хотя закон запрещал вносить подобные предложения:] Оружие македонян закрывало от меня буквы этих законов.[363]

Не тронь лиха, пока тихо. 
.....................................................
© Copyright:  древние афоризмы, мысли, фразы древних

 


 

   

 
   Читать афоризмы древних. Короткие мысли и цитаты древних греков. Древнегреческие цитаты. Сборник древних коротких изречений греческих философов, сайт фраз и афоризмов - читать онлайн.