на главную
содержание
   
БЭКОН
БЕРТОН
БРАУН
ГАЛИФАКС
ФУЛЛЕР
СВИФТ
ШАФТСБЕРИ
АДДИСОН

ЧЕСТЕРФИЛД
ДЖОНСОН
БЕРК
СМИТ
ЛЭМ
ХЭЗЛИТТ
КУИНСИ
КАРЛЕЙЛЬ
МАКОЛЕЙ
ДИЗРАЭЛИ
АРНОЛД
БАТЛЕР
СТИВЕНСОН
УАЙЛЬД
ШОУ
БЕЛЛОК

БИРБОМ
РАССЕЛЛ
ЧЕСТЕРТОН
ЧЕРЧИЛЛЬ
ЭЛИОТ
ХАКСЛИ
КОННОЛЛИ
ОРУЭЛЛ
ОДЕН
 
подборки афоризмов:
 
Сальвадор Дали
 
Оскар   Уайльд

Бернард    Шоу
 
Афоризмы  20 век
   
Афоризмы  20 век
 
Афоризмы  19 век
 
Афоризмы  19 век
 
Афоризмы  19 век
  
Афоризмы  18 век
 
Афоризмы  17 век
 
Афоризмы о людях
Афоризмы  законы
Афоризмы великие
Афоризмы  лучшие
Афоризмы  острые
Афоризмы о жизни
Афоризмы   умные
Афоризмы  мудрые
Афоризмы  колкие
Афоризмы коротко
Афоризмы  крутые
Афоризмы    юмор
Афоризмы о любви
Цитаты   о любви
Горе от ума

  
Афоризмы древних 1
Афоризмы древних 2
Афоризмы древних 3
Афоризмы мудрых  4
       

Традицию нельзя унаследовать: Афоризмы, цитаты, высказывания ЭЛИОТА


ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ  1888–1965
Одному из крупнейшихпоэтов XX века, драматургу, критику, культурологу, лауреату Нобелевской премии по литературе (1948), американцу по рождению и британцу по месту жительства, - принадлежит немало глубоких мыслей и рассуждений - в основном в сфере культуры, искусства. В антологию вошли выдержки из программных работ Элиота, а также из многих статей и эссе. В отдельную рубрику "Красота спасет мир?" выделены высказывания Элиота об искусстве и литературе.

Традицию нельзя унаследовать - ее надо завоевать.

Прошлое должно видоизменяться посредством настоящего подобно тому, как настоящее видоизменяется посредством прошлого.

Обладатели внутреннего голоса едут по десять человек в купе на футбольный матч в Суонзи. Они прислушиваются к своему внутреннему голосу, вечному зову тщеславия, страха и похоти.

Стремление к совершенству - признак незначительности, ибо это свидетельство того, что мы признаем существование над собой непререкаемого духовного авторитета, которому пытаемся подчиниться.

Факт, как таковой, не может развратить вкус; в худшем случае он потворствует вкусу - вкусу к истории или к древности, или к мемуарам… Развращает не факт, а суждение, воображение.

Чувство юмора возникает в том случае, когда человек начинает сознавать, что он играет роль.

Мы все знаем и ни в чем не убеждены до конца.

Только неверующих шокирует богохульство. Богохульство - признак веры.

В мире есть много того, что следовало бы изменить, но мир без Зла едва ли приспособлен для жизни.

Люблю говорить - это помогает думать.

Вкусы, которым мы потворствуем, никогда открыто не проявляются.

Смирения добиться труднее всего - ведь желание хорошо о себе думать умирает последним.

Восторжествует ли Вечная Истина, неизвестно и довольно сомнительно; зато хорошо известно и не вызывает никаких сомнений, что для устранения одной ошибки необходимо совершить другую.

Я давно привык, что энтузиасты придают моему творчеству поистине вселенское значение; что вещи, которые я говорил всерьез, воспринимаются vers de société[22]; что мою биографию переиначивают на основании тех пассажей, которые я либо заимствовал из других книг, либо выдумывал из головы, и что, наоборот, игнорируется все то, что я писал исходя из собственного опыта…

Влияние человека отлично от него самого.

Стоицизм - это прибежище личности, находящейся в разладе с миром, чужеродным и враждебным… это постоянное основание для бодрости.

В период охватившей всех нас дебильности мало кто в правительстве обладает достаточной целеустремленностью, чтобы придерживаться умеренных позиций; для ленивых или пресыщенных умов имеется только одна альтернатива: экстремизм или апатия, диктатура или коммунизм, энтузиазм или безразличие.

Если способность к вере и не увеличилась, то суеверия против нее стало меньше.

Становясь респектабельной, эмансипация в значительной степени теряет свое обаяние.

Те, кто когда-то считался интеллектуальными бродягами, теперь стали набожными пилигримами, они распевают гимны и беззаботно бредут по дорогам куда глаза глядят…

В современном мире дисциплина чувств встречается даже реже, чем дисциплина ума.

Приверженность англичан к здравому смыслу сочетается с прискорбной английской привычкой все переворачивать с ног на голову во имя здравого смысла.

Демократия восторжествовала - и теперь быть личностью стало еще труднее, чем раньше.

Атеист, как правило, мало заботится о том, чтобы объяснить себе мир, он не слишком расстроен царящими в нем беспорядками. Не заботит его и то, что принято называть "сохранением ценностей".

Люди, в большинстве своем, ленивы, тупы, нелюбопытны, погрязли в тщеславии и неразборчивы в чувствах, а потому неспособны ни на сомнение, ни на веру. Когда средний человек называет себя скептиком или неверующим - это большей частью просто поза, неумение и нежелание задуматься о чем-то всерьез.

Гуманизм не отвергает, он убеждает, полагаясь на аксиомы культуры и здравого смысла.

…Не бывает Проигранного Дела, ибо нет и того, что называется Торжествующим Делом. Мы сражаемся за Проигранное Дело, так как знаем, что наше поражение… может стать прелюдией к победе наших последователей.

Коль скоро мы люди, мы должны творить либо Зло, либо Добро - покуда мы творим Зло или Добро, мы люди; лучше, как это не парадоксально, делать зло, чем не делать ничего - ведь, делая зло, мы хотя бы доказываем, что существуем. Правильно сказано, что слава человека - в его способности к спасению; но правильно и то, что его слава - в способности быть осужденным на вечные муки. Худшее, что можно сказать о наших злодеях, от государственных мужей до карманных воров, - это то, что им не хватает человеческого, чтобы быть проклятыми.

Если отказать в эпитете "человеческий" всему тому, что дала нам вера в сверхъестественное, человек предстанет не более чем ушлым и злобным прохвостом.

Всякой религии грозит опасность окаменеть, превратиться в ритуал и привычку - хотя без ритуала, привычки религия невозможна.

Красота спасет мир?
Искусство

Ни один поэт, ни один художник не выражает только самого себя… его значение - в связи с поэтами и художниками прошлого.

Прогресс художника - это постоянное самопожертвование, постоянное пресечение всего личного.

Между истинными художниками разных эпох существует бессознательная общность.

Второстепенный художник… не может позволить себе отдаться общему делу, ибо его главная задача - заявить о своей уникальности, непохожести. Только тот художник, которому есть что сказать, который помнит о деле и забывает о себе, готов к сотрудничеству и взаимовлиянию.

Важно, чтобы произведение искусства было самодостаточно, чтобы художник - сознательно или бессознательно - очертил себе круг, за который выходить нельзя…

Поклонники русского балета, наверное, замечали, что великие танцоры, мужчины и женщины, существуют только во время представлений, что это… живое пламя, которое появляется из ниоткуда и исчезает в никуда…

Восприятие эстетической ценности сродни творчеству.

Посредством самовыражения ни одному, даже самому талантливому художнику не создать великое произведение искусства.

Создание произведения искусства - это… взаимопроникновение личности автора и личности его героя.

Важно, чтобы художник был хорошо образован в своем искусстве, однако общее образование ему скорее мешает, чем помогает.

Поэзия

Задача поэта - не искать новые эмоции, а по-новому использовать старые…

Плохой поэт обычно бессознателен там, где он должен быть сознателен, и, наоборот, сознателен в тех случаях, где ему следовало бы быть бессознательным.

Истинный поэт живет не в настоящем, а в настоящем моменте прошлого… ощущает не то, что умерло, а то, что уже воскресло.

Поэзия - не выход эмоций, а уход от эмоций.

Великая поэзия должна быть и искусством, и забавой одновременно.

Поэт, который "думает", на самом деле лишь выражает эмоциональный эквивалент мысли, сама мысль его интересует далеко не всегда… Почему-то считается, что мысль всегда точна, а эмоция - расплывчата. В действительности же, эмоции бывают и точными, и расплывчатыми. Для выражения точной эмоции необходимо такое же интеллектуальное усилие, как и для выражения точной мысли.

Когда великий поэт пишет о себе, он пишет о своем времени.

Если бы Шекспир руководствовался более значительной философией, он писал бы менее глубокие стихи…

Автор может сочинить сколько угодно прекрасных строк, строф и даже целые стихотворения и при этом оставаться плохим поэтом. Хороший поэт тем и отличается от плохого, что все его стихи отмечены печатью личности - значительной, законченной, многогранной.

Поэтические заимствования говорят о многом. Незрелые поэты подражают, зрелые крадут; плохие поэты уродуют то, что берут, хорошие же переиначивают на свой лад. Хороший поэт погружает украденное в свой, уникальный мир чувств; плохой - пытается соединить несоединимое. Хороший поэт обычно заимствует у авторов, далеких от него по времени, языку, интересам…

Я давно заметил: чем меньше я знаю о поэте и его стихах, тем лучше его воспринимаю.

Истинная поэзия воспринимается прежде, чем понимается.

Литература

Историческое чувство предполагает не только восприятие "прошлости" прошлого, но и его "настоящести"… историческое чувство побуждает человека писать не только от имени своего поколения, но и с ощущением, что вся европейская литература от Гомера до наших дней существует одномоментно, представляет собой единое целое.

Некоторым писателям кажется, что чем чувство невнятнее, тем оно сильнее.

В наше время литература заменяет нам религию, а религия - литературу.

Как видно, у каждой великой нации хватает сил лишь на одну эпоху литературного господства.

Получить всеобщее признание… пользоваться высокой репутацией, обладать высшими добродетелями и… читаться только историками литературы и антиквариями - вот самый коварный заговор одобрения.

Второстепенным авторам всегда было свойственно принимать расхожую мораль, ибо их интересует не нравственность, а чувства.

Читая Достоевского, мы иногда ощущаем, что его герои живут словно бы в двух плоскостях, в одной, нам известной, и во второй, недоступной. Нельзя сказать, чтобы они вели себя неадекватно, скорее - в соответствии с законами какого-то непостижимого нам мира.

Огромная опасность, равно как и значительный интерес английской прозы и поэзии в сравнении с французской, состоят в том, что английская проза и поэзия допускают и даже оправдывают преувеличение.

Величие литературы не может определяться чисто литературными нормами.

Наше поведение - это мост между религией и беллетристикой.

Всякое сочинительство возникает либо от привычки говорить с самим собой, либо от привычки говорить с другими. Большинство людей не умеют делать ни того, ни другого - поэтому они и ведут такую активную жизнь. Всякий же, кто хочет писать, должен уметь разговаривать, ибо существует только четыре способа думать: говорить сразу с несколькими собеседниками, говорить с кем-то одним, говорить с самим собой и говорить с Богом.

Есть два типа писателей: одни говорят с другими, вторые, менее удачливые, - с самими собой.

Критика

Перед всяким критиком стоят, собственно, две задачи: анализ произведения искусства и исправление вкуса.

Каждый критик должен обладать высоко развитым чувством факта… интерпретация уместна лишь в том случае, когда это не интерпретация, а выявление фактов, на которые сам читатель не обратил бы внимания.

Автор, работающий над свой рукописью, - по преимуществу критик, ибо просеивание, комбинирование, конструирование, вычеркивание, исправление, опробование - весь этот каторжный труд в большей мере удел критика, чем художника.

Главные инструменты критика - сравнение и анализ…

Каждый творец - одновременно и критик.

Английская критика проявляет большую склонность к дискуссии и убеждению, чем к констатации фактов.

Театр

Монолог, реплика в пьесе должны быть рассчитаны не на зрителя, а на героев пьесы; важно, чтобы мы не подымались на сцену, а оставались на своих местах и наблюдали за пьесой со стороны…

Между театром и религией всегда существует определенная связь.

Шекспир был слишком велик, чтобы оказать слишком большое влияние.

Урок трагедий Шекспира: слабохарактерность ведет к несчастьям.

Театр - это дар, отпущенный отнюдь не каждой, даже высококультурной нации.

Слабость елизаветинского театра не в отсутствии реализма, а в потугах на реализм, не в условности, а в отсутствии условности.

Чем жизненнее пьеса, тем больше отличается интерпретация одной роли разными актерами.

Неизвестно, кого больше: тех, кто считает "Гамлета" произведением искусства, потому что эту пьесу интересно читать, или же тех, кому интересно читать "Гамлета", потому что это произведение искусства… "Гамлет" - это литературная Монна Лиза.

Драматург вовсе не обязательно должен знать людей; он должен их чувствовать.

Общность Гамлета с его создателем в том, что неспособность героя найти объективное выражение своим чувствам есть продолжение неспособности Шекспира решить поставленную художественную задачу.

Читатель и писатель

С читателем можно говорить только один на один. Большинство же писателей - это люди, двигающиеся в потоке, разве что чуть быстрее основной массы. Восприимчивость у них есть, а вот интеллекта не хватает.

Многие почему-то убеждены, что книги, которые не запрещены, - безвредны. Не знаю, бывают ли совсем безвредные книги, но не сомневаюсь: есть книги настолько бессмысленные, что причинить вред они просто не в состоянии.

Начитанность полезна хотя бы потому, что, подпадая под влияние то одной, то другой крупной личности, мы перестаем зависеть в своих вкусах и пристрастиях от одного или нескольких кумиров.

Я склоняюсь к довольно тревожному выводу, что именно литература, которую мы читаем из удовольствия, "забавы ради", оказывает на нас самое большое и непредсказуемое влияние.

Часто влияние писателя зависит не от него самого, а от восприимчивости читателя.

На читателя надвигается толпа писателей, каждый из которых считает, что у него штучный товар, а в действительности ничем от других не отличается.

Наш читательский долг - знать, что мы любим читать. Наш христианский и читательский долг - знать, что любить. Наш долг честных людей - не думать, что все, что мы любим, следует любить. И, наконец, наш долг честных христиан - не думать, что мы любим то, что должны любить.
 
* * *
Вы читали афоризмы, цитаты и оригинальные высказывания английских авторов. Читатель найдет в этой подборке немало высказываний, хорошо известных, однако предстоит ему встреча и с малоизвестными афоризмами.
Спасибо за чтение афоризмов и цитат!
..........................................
© Copyright: афоризмы цитаты высказывания

 


 

   

 
  Читать афоризмы, подборка цитат и афоризмов.