Афоризмы цитаты древних восточных мудрецов, мудрость древнего востока
   
на главную
 
содержание:
 

Лао-Цзы
  
Индия 1
  
Индия 2
  
Конфуций 1
  
Конфуций 2
  
Сюнь-Цзы

Чжуан-Цзы

  
 
другие древние
афоризмы:

Сенека
Гораций
Катон
Марк Аврелий
Овидий
Петроний
Плавт
Публилий Сир
Тацит
Цицерон
Эпиктет

  
Пифагор
Платон
Плутарх
Сократ
Фукидид
Эзоп
Эпикур
Эсхил
разные

 
Фалес
Антисфен
Аристотель
Аристофан
Гераклит
Гиппократ
Демокрит
Диоген
Еврипид

 
Афоризмы 20 век
   
Афоризмы 20 век
 
Афоризмы 19 век
 
Афоризмы 19 век
 
Афоризмы 19 век
  
Афоризмы 18 век
 
Афоризмы 17 век
 
Афоризмы о людях
Афоризмы  законы
Афоризмы великие
Афоризмы  лучшие
Афоризмы  острые
Афоризмы о жизни
Афоризмы   умные
Афоризмы  мудрые
Афоризмы  колкие
Афоризмы коротко
Афоризмы  крутые
Афоризмы    юмор
Афоризмы о любви
Цитаты   о любви


 



Афоризмы Чжуан-цзы, изречения, цитаты - мудрые мысли - ЧжуанЦзы


Чжуан-цзы
древнекитайский мудрец

Если я переспорил тебя, а ты меня, значит ли это, что я действительно прав, а ты неправ?

Вам не видать счастья до тех пор, пока вы не перестанете его домогаться

Тот человек, который знает, что он дурак - не дурак.

Единственный способ борьбы - перестать бороться.

Не будь рабом славы.  Не будь кладбищем планов.  Ничего не домогайся, ничему не завидуй, ничего не храни.  Будь пустым - в этом весь секрет.

Однажды Чжоу приснилось, что он - бабочка, весело порхающая бабочка.  Он наслаждался от души и не сознавал, что он - Чжоу.  Но вдруг он проснулся...
Проснувшись, Чжоу не мог понять:  снилось ли Чжоу, что он - бабочка, или бабочке снится, что она - Чжоу.

Мао-цян красавицей считает лишь человек, а рыба, завидев её, уходит в глубину.

Есть ли в Поднебесном мире высшее счастье? Можно ли сполна прожить свою жизнь? Что нужно делать, на что уповать? Чего избегать, чем заниматься? К чему стремиться, от чего отказываться? Что любить и что ненавидеть?

В Поднебесной ценят богатство, знатность, долголетие и добрую славу, любят покой, изысканные яства, роскошные одежды, красивые цветы и ласкающие слух звуки. Ненавидят же бедность и унижение, преждевременную смерть и дурную славу и страдают, когда нет ни покоя, ни изысканных яств, ни роскошных одежд, ни красивых цветов, ни ласкающих слух звуков. Если люди лишены всего этого, они впадают в уныние и печаль. Но нет ничего глупее, чем угождать лишь прихотям плоти!


Богачи, изнуряя себя тяжкими трудами, накапливают столько сокровищ, что не успевают воспользоваться ими, да и к радостям плоти эти богатства ничего не прибавляют. Знатные мужи днями и ночами пекутся о своей добродетели, но их добродетель и подавно ничего не прибавляет к радостям тела. Человек печалится с самого своего рождения, а прожив долгую жизнь, впадает в помрачение. Как горько столь долго страдать, не умирая! И все, что делает человек в жизни, так чуждо ему!

В Поднебесной высоко ставят доблесть героев, однако их доблесть не помогла им себя уберечь. И я не знаю, воистину ли это доблесть, или она на самом деле неистинна? Если счесть это доблестью, то ее недостаточно, чтобы сохранить жизнь себе. А если не счесть ее доблестью, то ее достаточно, чтобы сохранить жизнь другим. Поэтому говорят: «Когда искренним наставлениям не внемлют, сиди спокойно и не спорь». Вот и У Цзысюй стал спорить и погубил себя. Но если бы он не соперничал, то и славы бы не заслужил. Так существует ли в действительности доблесть?

Не знаю, является ли на самом деле счастьем то, что люди нынче почитают за счастье. Вижу я, что счастье в мире — это то, о чем все мечтают, чего все добиваются и без чего жить не могут. А я и не знаю, счастье ли это, но также не знаю, есть ли это несчастье. Так существует ли на свете счастье? Для меня настоящее счастье — недеяние, а толпа считает это мучением. Поэтому сказано: «Высшее счастье — отсутствие счастья. Высшая слава — отсутствие славы».

Хотя в мире в конце концов нельзя установить, где истина, а где ложь, в недеянии можно определить истинное и ложное. Высшее счастье — это сама жизнь, и только Недеяние позволяет достичь его. Попробую сказать об этом. Небо благодаря Недеянию становится чистым; Земля благодаря Недеянию становится покойной . Когда Недеяние Неба пребывает в согласии с Недеянием Земли, свершаются превращения всех вещей. Неразличимое, смутное — неведомо откуда исходит! Смутное, необозримое — лишенное образа! Все сущее в своем великом изобилии произрастает из Недеяния. Поэтому сказано: «Небо и Земля ничего не делают, но не остается ничего несделанного». Кто же среди людей способен претворить Недеяние?

Постигший сущность жизни не утруждает себя никчемными делами. Постигший сущность судьбы не утруждает себя делами, не ниспосланными судьбой. Чтобы поддерживать в теле жизнь, нужно опираться на разные вещи, но бывает так, что вещи имеются в избытке, а жизнь в теле поддержать невозможно. Чтобы сохранить себе жизнь, нужно прежде не лишаться своего тела, но бывает так, что тела не лишаются, а жизнь оказывается загубленной. Приход жизни нельзя отвергнуть, ее уход нельзя остановить. Как это прискорбно! Люди в свете полагают, что пропитания тела достаточно для поддержания жизни, а ведь, сколько ни питайся, жизнь свою в конце концов не сбережешь. Однако же в свете считают, что этого достаточно, и даже не знают, как жить по-другому.

Тому, кто хочет избавиться от забот о своем теле, лучше всего покинуть свет. Кто уйдет от света, тот избавится от тягот. А кто избавлен от тягот, тот душой прям и ровен. Кто душой прям и ровен, умеет жить каждодневным обновлением. А кто живет каждодневным обновлением, тот уже близок к правде. Заслуживают ли земные дела того, чтобы их отбросить, а жизнь — того, чтобы ее оставить? Отбросивший дела не утруждает себя. Оставивший жизнь неувядаем духом. Кто телом целостен и вернулся к полноте духа, тот станет единым с Небом. Небо и Земля — отец-мать всех вещей. Соединяясь, они создают тело. Разъединяясь, они кладут начало новой жизни. Когда и тело, и дух вечно живут, это называется «способностью перенести себя» . В духовном стяжай еще более духовное — и тогда станешь опорой Небес.

Учитель Ле-цзы спросил у Гуань-иня: «Высший человек идет под водой — и не захлебывается, ступает по огню — и не обжигается, воспаряет над всем миром — и не пугается. Позвольте спросить, как этого добиться?»

— Этого добиваются не знаниями и ловкостью, а сохраняя чистоту жизненной силы, — ответил Гуань-инь. — Присядь, я расскажу тебе. Все, что обладает формой и образом, звучанием и цветом, — это вещи. Чем же отличаются друг от друга вещи и чем превосходят они друг друга? Формой и цветом — только и всего! Ведь вещи рождаются в Бесформенном и возвращаются в Неизменное. Какие могут быть преграды тому, кто это постиг? Такой человек пребывает в Неисчерпаемом и хоронит себя в Беспредельном, странствует у конца и начала всех вещей. Он бережет цельность своей природы, пестует свой дух и приводит к согласию свои жизненные силы, дабы быть заодно с творением всего сущего. Небесное в нем сберегается в целости, духовное в нем не терпит ущерба. Как же могут задеть его внешние вещи?

Вот и пьяный, упавший с повозки, может удариться сильно, а до смерти не убьется. Тело у него такое же, как у других, а ушибется он по-особому — ведь дух его целостен. Он не знал, что едет в повозке, и не знал, что свалился с нее, мечты о жизни и страх смерти не гнездились в его груди, и вот он, столкнувшись с каким-либо предметом, не ведает страха. Если человек может стать таким целостным от вина, то насколько же целостнее может он стать благодаря Небу? Мудрый хоронит себя в небесном, и потому ничто не может ему повредить.    
.............................................
© Copyright:  древние афоризмы мудрые цитаты

 


 

   

 
   Читать мудрые афоризмы восточных мудрецов. Древние цитаты - восточная мудрость. Мудрые восточные изречения, мысли, высказывания великих людей. Афористичный цитатник. Лао-цзы, Конфуций - подборка афоризмов - читайте онлайн.